Святые отцы: корень заблуждения. Когда мы говорим "святые отцы учили", мы невольно подразумеваем - "а ты не святой, поэтому помолчи". И здесь ряд ошибок. Первая. Достойнейшие мужчины, которых мы теперь цитируем, учили не потому, что были святыми, а потому, что считали это необходимым. Более того, они себя святыми явно не считали. Второе. Современники святых, а тем более - их оппоненты, также не считали святых отцов - святыми. И, если бы наш аргумент в заголовке был бы правомочным, святым отцам пришлось бы смириться и замолчать. Но тогда апелляция к святым отцам была бы невозможна из-за их молчания. Третье. Спорить с оппонентом можно только после его смерти в случае, если его не признают святым. А то вдруг, ты споришь со святым? Четвертое. Святые отцы не стеснялись спорить друг с другом. Повторюсь - сами себя при этом они святыми не ощущали. Так что же делать? Ошибочно будет считать, что мы - такие же достойные, как и наши святые предшественники, мы - ничуть не хуже, и поэтому имеем не меньшее право рассуждать и писать. Такой ход мыслей бесперспективен, потому что идет в русле права, а не любви. Мое мнение - надо рассуждать, писать и спорить, потому что на нас не меньшая ответственность, чем на них. Писать надо из любви к Богу и ближнему, осознавая свою ответственность. Нужны ли творения святых отцов? Безусловно, ведь учиться надо у лучших. И, будучи прилежным студентом, нельзя забывать - хорош тот студент, который в конце концов сможет встать рядом со своими учителями, и плох тот - кто не сможет выбраться из-за парты.

Теги других блогов: религия споры святые отцы